Славянские боги зимы Территория современной России и некоторых других стран, где проживают славянские народы – край холода и зимы. Так уж сложилось, что полгода на Руси работали, а полгода согревались. Не забывали для этого почитать зимних богов. Вспомним и мы о них. Сама Зима – Матушка одно из воплощений Девы снегов у древних славян. Некоторые современные исследователи не различают ее с богиней зимы Марой. *Зима — Матушка Но Зима Матушка, не имеет отношения к смерти. Она только повелевает метелями, вьюгами, поземками-поползухами. Длинной свитою тянутся они по следу госпожи, просят у нее работу, и уж когда дает им Зима работу, крутятся над землею снежные вихри, метут метели, бушуют бураны. Зима старается, чтобы все вокруг было белым-бело, снежным-снежно! В сказках она представлялась то доброй Матушкой-зимой, то злой мачехой. Являлась в образах седой чародейки и юной Снегурочки. *Дева снегов Так и продолжают жить в народе раскрасавица русская зима и её легендарная предшественница — снежная баба. *Мара, Морена — Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы часто смерти. В древних поверьях жена Кощея. Дочь Велеса и богини Лады. Имя Морана (Морена) тождественно таким словам, как «мор», «мрак», «морочить». Эта языческая богиня воплощала в себе и смерть человека, и была покровительницей плодородия земли. Она и символ возрождения природы (после зимы), человека (после смерти). Но смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание жизни как таковой, но — лишь переход к Жизни Иной. После Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна… Образ ее так же разнообразен, как имена. По славянским представлениям Морена могла выглядеть, как красивая девушка, одетая в белый наряд или как женщина, на которой разорванные черные и грязные одежды, а порой Морена выглядела, как страшная старуха с всклоченными волосами. Владения Морены, согласно древним сказам, лежат за черной рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов мост, охраняемый Трехглавым Змеем… У этой богини много имен и день почитания не один. Она приходит и уходи вместе с холодом и почитают ее осенью и весной. *Морена У славян переходным днем, от осени к зиме, было 22 ноября, который почитался днём Марены. В последние дни осени Марена окончательно накрывает Явь своим покрывалом холода, снега и льда. Этот языческий праздник славян не содержит в себе радости. Люди примиряются с фактом при х ода Зимы и в зачине кладут скромные требы Богине, однако все равно стараются показать Маре свое бесстрашие и готовность выжить даже самой лютой зимой. Также в эту дату внимательно относятся к духам умерших Предков, их шёпоту в последних оставшихся листьях и стараются принести помин, задобрить навьи Силы. Мара — одно из самых древних, таинственных божеств в славянских языческих поверьях. «Мара», «Морана», «Морена» («мор», «морок», «мрак», «морочить») также означает и «туман, мгла, марево, смерть». Марена воплощает собой торжество Мари — «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Жизни как таковой, а — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна…. Мара - матерь нового нарождающегося света , матерь РА. Прощаются с Зимой в завершении масленичной недели. В честь проводов Богини Марены на Север отмечается праздник Красногор, День Масленицы-Марены, называемый также Проводами Богини Зимы (современное название — Проводы Русской Зимы). Празднуется приход на землю Весны, прилёт птиц. Во всех родах пекут из теста фигурки жаворонков, оладьи и печенье с Солнечной Символикой. *Маржана — весенний ритуальный персонаж, чучело-воплощение смерти и зимы, которое топили, чтобы обеспечить урожай. Возможно, просто, символическое воплощение. Но часто трактуется как вариант Марены. *Богиня Веста — Небесная Богиня-Хранительница Древнейшей Мудрости Вышних Богов. Младшая сестра Богини Марены. *Зимерзла — Суровое зимнее божество древних славян. Она дышит холодом и морозами. Одежда у нее – тулуп из инея. *Морозы – ее дети, они ей корону ледяную куют, сережки из сосулек. Люди обращались к Зимерзле с просьбой не холодить жилище, не вымораживать посевы. *Вьюга, завируха – фольклорный персонаж южных славян. Вместе с ними приходят *Метель и снежная Буря. Известны предания, что бурю учиняет старший сын бога ветра, Стрибога зимнего, — ветер Буревой (Буревик), который крутит свои длинные седые усы, когда хочет наказать людей за грехи. Метель считается дочерью Вьюги и Снеговея. Снеговей – своеобразный старик Мороз в культуре украинского народа. Буквально понимается, как «сеятель снега». *Есть еще подобный персонаж фольклора – Снежичь. Он выглядел, как старый дед с длинной бородой. Весь белый. Одет в тканую рубаху, украшенную снежинками. Обуви у старика нет. Он приходит в разгар зимы, чтобы укрыть Землю снегом. *Снегурочка Помощник Богини Зимы и Деда мороза. Одно из воплощений Бога Велеса. По другим версиям — его сын. Ее нельзя назвать богиней зимы, но зимний праздник без нее — не тот. Снегурочка (Снегурка, Снежевиночка) — мифологический персонаж русской сказки. В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру. Сказки всегда описывают Снегурочку печальной белолицей красавицей, полной неизъяснимой, прохладной прелести. Это Зима в ее лучшую, любимую народом пору. Снегурочка названа так потому, что родилась из снега. У Снегурочки нет Отца и Матери среди Богов. Ее каждый год создают из снега люди. Мара-Марена признает ее за родную дочь. Поэтому человек, лепящий Снегурочку из снега, пользуется особым покровительством Всесильной Марены, получает от нее дополнительный срок жизни и избавление от хворей и болезней. *Морозко Хотя у Снегурочки нет своих Отца и Матери, у нее есть свой Дедушка. Среди людей его знают, как старого Деда Мороза. Под Новый год вместе с Морозом, своим дедушкой, Снегурочка приходит к детям и дарит им подарки. Летом живет у людей как молодая помощница. Мороз, Морозко, Трескун у славян был повелителем зимних холодов. Сначала считалось, что Мороз крадёт детей и уносит их в свой ледяной дворец. Чтобы вернуть детишек, Морозке преподносили подарки. Зимой Мороз ходит по лесам да по полям, по улицам и переулкам, стучит своим волшебным посохом, а от этого стука начинаются трескучие морозы — сковываются льдами реки, деревья покрываются снегом. Стоит только дыхнуть морозу, как тут же начинается сильная стужа. С ноября по март, он полновластный хозяин на земле. *Велес Но солнце его боится. Морозко вовсе не злой — он покрывает стёкла окон красивыми узорами, поверхность озёр и рек замораживает, чтобы детвора могла кататься и играть, он дарит много снега, чтобы новый урожай был хорошим. Его праздник — 6 декабря по старому, 19 декабря по новому стилю. Бога Зюзю наши предки представляли так. В ранних приданиях Зюзя упоминался как бог зимы. Это старик с белыми как снег волосами и длинной бородой. Он низенького роста и толстенький. Ходит босой и с непокрытой головой. Всегда носит с собой железную булаву. Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но иногда заходит к людям: предупредить, что будет суровая зима, чем-то помочь, а то и просто ради того, чтобы поесть кутьи. Разозлившись, Зюзя стучит своей булавой в пень, дерево, об угол хаты. *Зюзя Для детей он был героем Белорусских сказок, своего рода белорусский Дед Мороз. Вот отрывок о нём: «В середине студня (декабря) от Железных Гор выезжает со своей свитой на пегой кобыле старик небольшого роста с белыми, как снег, волосами и длинной седой бородой. Это Зюзя — Бог Зимы». До наших дней дошло выражение: «Замерзнуть как зюзик». Бога зимы и морозов знали еще, как Карачун (Корочун) — в древнерусской языческой мифологии божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух, злое божество, отвечающего за гибель скота. Его слугами были медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны, и стаи волков-метелей. В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. *Карачун Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов. День почитания Карачуна (22 декабря) приходится на день зимнего солнцеворота, один из самых холодных дней зимы. По древним поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму. По приданию, в ночь Корочуна души предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков. *Сивый (Велес-Сивый) — дух зимней стужи, омертвения мира и погибели скота. Он очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец. И все эти имена – это все один и тот же Мороз – воплощение Велеса. *Велес Сизый Зима время холодное и ветряное. Непредсказуемое. Вот уже почти закончилось. Как прилетел Весиовей (Стрибог зимний) — бог зимних ветров. Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле. Их время – февраль. Ветра были настолько сильными ,что их именовали лютыми и сам февраль – лютень. Но весна все же близко, и праздники содействующие. *Стрибог Во времена двоеверия на Руси. 18 февраля кланялись овсяничками (пирожками из овсяной муки) Яриле-Весеню, который, по поверьям, заставлял по сию пору петь птицу овсянку.

Теги других блогов: зима славянские боги Мара